Отчет по Охте
камниаквалангист
дно

siteSito.narod.ru
[подводные течения и виртуальный пляж на сайте] 
Отчет | назад | :)            
Место действия: р.Охта, Северная Карелия;
Время: 30.07 — 28.08.04;
Рассказывает Зайцев Даниил.

Схема маршрута, часть 1
Схема маршрута, часть 2
Схема маршрута, часть 3
Схема маршрута, часть 4
Общая схема маршрута

Поход был организован членами клуба водного туризма г. Воронежа «Экстрем» и был запланирован как отдых. Группа состояла из 12 человек, из которых трое детей. Из судов в наличии были два катамарана двойки, одна четверка, байдарка. Ходовые дни чередовались с дневками, на которых ловили рыбу, собирали грибы, ягоды. Река богата рыбой, в основном щука, окунь. По берегам большое количество черники, голубики, брусники. На болотах встречается морошка, клюква. Грибов много, но т.к. решили не есть сыроежки, которых было в огромном количестве, довольствовались малым количеством благородных грибов: подосиновики, подберезовики, маслята.

Охта вытекает из оз. Кевятозера и впадает в р. Кемь (в районе Подужимской ГЭС). Маршрут представляет собой проход через озера и перемычки, на которых была масса шивер, порогов, ряжевых стенок. По маршруту населенных пунктов нет, есть заброшенные деревни и еще церковь 1602 г. (остров Троицкий, оз. Муезеро — музей, но экскурсий не проводится, «временно»).

Заброска производилась поездом до г. Беломорск (поезд 225), затем машиной до моста через р. Казинка. Обычно заброска на р. Охта производится от п. Сосновец до моста около оз. Кевятозеро, но так как у группы была масса времени решили увеличить маршрут примерно на 30-40 км. При стапеле встретили еще две группы, которые так же решили начинать маршрут, как и мы. Место оказалось достаточно загажено, дров практически нет, зато много молодых березок, из которых и вязали рамы для катамаранов.

После начала маршрута примерно через 3-4 км р. Казинка превратилась в ручей шириной максимум 5 метров заваленный камнями и бревнами. Для байдарки при опытном капитане это не было проблемой, проводка была нужна только в некоторых местах. Для катамаранов, груженых под завязку (начало похода — куча еды на целый месяц) ручей стал серьезной преградой. Катамараны тащили через камни, делали проводку. Все это осложнялось тем, что ручей достаточно быстрый, камни скользкие, были не минуемые падения. Хорошо, что не было дождя. Говорят по весне (которая начинается в тех местах в середине июня), этот участок маршрута проходим, только пара обносов и проводок. Когда мы все-таки достигли плеса (около 9 часов вечера) сразу стали искать место под ночевку. По правому берегу высилась каменная гряда, на которой достаточно быстро мы нашли плато и заночевали на нем. Плес показался достаточно гадостным, илистое дно, вода покрыта мелкой пыльцой, видимо с деревьев. Но нам было не до того, вечер прошел под комментарии дня прошедшего, в зализывании мелких ран и планирование следующего дня.

На следующий день мы увидели что плес — место красивое. Стоял полный штиль, и он превратился в огромное зеркало, в котором отражался противоположный берег и безоблачное, синее небо. На второй день мы прошли оз. Кевятозеро и дошли до места где река делает поворот на 180 градусов, образуя небольшой плес. Днем видели множество мест для стоянок, на дневном перекусе вышли на берег и оказались в зарослях крупной, сладкой черники. Встретились первые ряжевые стенки — бревенчатая стена, со стороны берега укреплена камнями. Назначение стенки: ранее по реке осуществлялся сплав леса, и для того чтобы бревна не выбрасывало на берег, и не образовывалось завалов, были сделаны ряжевые стенки. Опасны они тем, что образуют коридор, в котором хорошее течение, а из старых бревен иногда торчат скобы и кованые гвозди, так что приходилось быть предельно внимательными. На озерах и плесах много уток с выводками, пытались их сфотографировать. Место, которое выбрали для стоянки, было достаточно популярным, было видно, что на нем стояло много групп, но как ни странно мусора не было, да и дров было в достатке. Решили делать дневку, под вечер наловили несколько крупных щук и без счета окуней, днем решили устроить рыбалку и сбор ягод. Купались, ныряя с катамарана четверки, после попытки искупаться с берега я увяз в ил и потерял походные часы. Часы остались на дне, найти их не удалось, да и вышел я грязнее, чем входил в воду. Днем вышел на плес «порыбачить» (а точнее побросать спиннинг, чтобы поймать что-нибудь и мысли не было) и при первом же забросе «зацепил» щучку под 3 килограмма. Рыба там непуганая, любопытная и непривередливая в еде.

После дневки вышли на воду и прошли первые пороги, на небольшом участке пришлось делать проводку. Пока занимались проводкой, вспугнули семью лосей. Один из них, скорее всего лосенок пробежал через брод в метрах 20 от нас. При выходе в оз. Кукумозеро проходили плес заросший кувшинками (см. фото). После разрушенной плотины пошли пороги и ряжевые стенки. На самом выходе из ряжевой стенки поперек стоит большой валун, обойти его не представляется возможным, катамаран не проходит по ширине. На оз. Муезеро заходили на остров Троицкий посмотреть на церковь. Хотя церкви более 400 лет она находится в приличном состоянии. На острове стоят таблички «Стоянка туристов более одного дня запрещена» (интересно как они могут проверить время стоянки). Рядом с часовней стоит огромная ель, наверное, ровесница церкви. Встали на мысу напротив острова. Скалистый берег, с заливами, есть песчаный пляж. На дневке делали баню «по-черному», рыбы было мало, во второй половине дня солнце скрылось и потом появлялось иногда на закате, остальное время шел дождь. В Карелии резко началась осень.

Анекдот в тему:
Один карел жалуется другому:
— Говорят, в этом году лето будет жарким, но коротким - всего один день.
— Хорошо было бы, если попадет на воскресенье.

Пока стояли на озере, мимо прошло много групп. Вечером решили постоять еще один день, чтобы не наступать на пятки впереди идущим. Было несколько моторок с рыбаками и ягодниками. Днем на полдник делали оладьи «по-карельски», с вареньем из черники и голубики. По описанию нас ожидал переход с болотистыми берегами, и мест для стоянки там просто нет. Когда мы вышли из озера, река замедлилась, и начала сужаться. Примерно через 2 км сложилось впечатление, что река закончилась. При подробном рассмотрении устье заросло плавучими островами, делали проводку через эти острова. Потом течение усилилось и берега стали потверже.

После впадения р. Чурж обнаружили недавно покинутую стоянку — небольшая поляна с каменистым выходом на воду. На поляне в избытке были напилены дрова (судя по объему, использовали бензопилу) прикрытые тентом. Мы были благодарны за оставленное горючее. Возникла мысль: «Может быть это закладка, заготовленная для какой ни будь коммерческой группы?», но выяснить нам это так и не удалось.

Следующий ходовой день прошел под дождем, который то усиливался до ливня, то превращался в мелкую морось. При выходе в оз. Юляозеро тянется болото и далеко от берега лесопосадки. Создается впечатление, что еще чуть-чуть и покажется озеро, но переход оказался достаточно долгим и нудным. Так как на озеро вышли уже к вечеру, решили встать на одном из мысов (2-й от впадения реки по правой стороне). Место — так себе, дров практически нет, да и не удивительно — место на основном курсе сплава. Там переночевали и решили оттуда сваливать.

При проходе через оз. Юляозеро есть один нюанс: по карте перешеек между двумя островами прямо по курсу проходимый, но это не так, надо огибать острова справа. На карте показано что в оз. Юзмозеро (см. схему, часть 1) впадает река, решили пройти к ней и встать на дневку, половить рыбу. При ближайшем рассмотрении река оказалась журчащим ручейком, и естественно никакой крупной рыбы быть в ней не могло. Не смотря на это, мы встали подальше от основного маршрута и сделали дневку. Стояли на плато, которое заросло мхом и черникой, было много сухостоя, поэтому с сухими дровами напрягов не было. К вечеру небо очистилось и показалось солнце, сразу все ринулись сушить свои изрядно промокшие вещи. На ночь вещи не убирали... а зря... Ночью пошел дождь, и к утру вещи были сырее, чем до того как их начали сушить. Хорошо, что была дневка, и все это мы просушили на костре под тентом. Запах от вещей стоял такой, что можно было занюхивать спирт. Стала уместна фраза: «Туристы копченые, в собственном соку, заспиртованные».

После дневки, на следующий день, нам нужно было возвращаться на прежний курс по озеру. Ветер как всегда был встречный, и для нас стоило больших усилий выйти из озера в реку. Как только перестаешь грести, тебя сразу ветром относит метров на 20. Следующая стоянка бала сразу после точки 15, где река делает поворот на 180 градусов. Место высший класс, хотя достаточно популярное. Правда, дрова пришлось перевозить на катамаране.

Потом было оз.Лежево — самое длинное на нашем маршруте для его прохождения мы сделали жесткую связку между двумя катамаранами, двойкой и четверкой, чтобы не сносило ветром и для того чтобы держать относительно ровный курс.

После оз. Лежево встали на девку на оз. Пебозеро, перед выходом в оз. Воронье. На оз. Пебозеро есть заброшенная деревушка которая подходит к самому берегу, зрелище не для слабонервных — заброшенные, полуразрушенные дома, брошенные лодки, сараи, и все это чернильно-черного цвета, как после пожара или бомбежки. Для стоянки нашли заводь с хорошим бережком. На дневке делали баню. И вот когда уже распаренные мужики выползли окунутся, вдруг наш друг Дима откуда-то несет ДВЕ БАКЛАЖКИ ПИВА (заметьте — 16 день похода, без населенок). Оказывается что он специально сныкал его для такого случая. Вот это настоящая туристическая выдержка, знать, что у тебя есть больше 4 литров пива и не выпить его! Короче, был настоящий праздник души и тела. Пенный напиток доставался всем желающим, добавлялся в разбавленный спирт (а не на оборот), но, правда, быстро закончился.

На оз. Воронье есть остров на котором находится музей по открытым небом. По полученной информации в этом месте пересекаются несколько популярных маршрутов и каждая группа, проходящая мимо, оставляет на острове память о себе. Среди туристов он называется «Остров добрых духов» (на р. Аргут есть подобное — «кафе Аргут»). В музее очень много экспонатов, которых совершенно не ожидаешь увидеть, много идолов, скульптур, изделий из дерева и другого подручного материала. Это лучше увидеть собственными глазами. Если пойдете по р.Охта обязательно зайдите на него и не забудьте что-нибудь для музея. При выходе из озера нужно достаточно четко придерживаться азимута, чтобы потом не искать выход. С воды он плохо просматривается.

После оз. Воронье начинается «Быстрая Охта». Пороги проходили в основном без разведки (в группе были люди, которые уже не раз ходили по этому маршруту). Для просмотра останавливались на п. Кожанный (не просматривается с реки из-за резкого поворота, ничего опасного). Ночевку сделали перед порогом Хемег для разведки и обноса вещей через порог Кивиристи (5 категория сложности). Бесплатный совет — если в группе нет человека, который ходил пятерочные пороги, лучше обноситесь, есть хорошая натоптанная тропа для обноса. При прохождении в стиле «Русские не сдаются» погибло много народу. Для наглядности недалеко от площадки просмотра стоят несколько обелисков с однозначными надписями.

Сам порог состоит из трех ступеней:
первая — просто несколько перекатов на быстрой воде, потом не большой затон;
вторая ступень — слив водопадного типа примерно 4-5 метров, встречающая «подушка» (только при низкой воде), поворот налево 450 и выход;
третья ступень — порог троечный с хорошими бочками и перекатами идется по языку слива, внимательно на выходе много камней. Самый красивый и самый страшный порог на реке.

Для безопасности мы обнесли катамаран двойку с полностью деревянной рамой и детей, естественно, в порог не пустили.

Потом прошли еще несколько не сложных порогов, разведывали Тютеринпорог, и встали на ночевку перед порогом Курнапорог. Стоянка оборудованная, есть стол и лавки, много мошки и гнуса. Переночевав подошли к Охтапорогу — последнему порогу на реке. Делали разведку, возможен обнос. Порог длинный — метров 300-400, хороший слалом. После 3 км вышли в р. Кемь и без особых приключений дошли до Подужемской ГЭС. Сделали антистапель и утром на автобусе который идет прямо от ГЭС доехали до г. Кемь. Через станцию ходит паровоз Мурманск-Адлер (255/256) на нем мы благополучно добрались до Воронежа.

ГОСТЕВАЯ
КАРТА САЙТА
ПОЧТА
СИТО-ЧАТ
О СЕБЕ
 на главную 
Хостинг от uCoz